Украина второй год подряд в производстве зерна "прыгает" к отметке 40 млн т, что дало нашим аграрным чиновникам основания говорить о вхождении Украины в шестерку лидеров мирового зерноэкспорта. Впрочем, чиновники говорят, а зерно покупают и вывозят трейдеры, среди которых отечественных субъектов хозяйствования до последнего времени видно не было. Среди 6-8 таких компаний-зернотрейдеров является WJ Export-Import. Эта фирма прошлого маркетингового сезона вывезла из Украины около миллиона тонн зерна, и деятельность фирмы одной лишь Украины не ограничивалась. Поэтому "Предложение" обратилась к президенту WJ Export-Import Йозефа Вайса с просьбой высказать свое мнение о тенденциях, которые наблюдаются сейчас на мировом и украинском рынках зерна. - Господин Вайс, в этом году произошел спад в совокупном производстве зерна в мире. Как это отразилось на его мировом рынке? Изменились направления товарных потоков?
- Этот спад, о котором вы говорите, касается тех объемов мирового производства, годами обеспечивали Канада, США и Австралия: за погодных катаклизмов эти страны имеют сейчас на экспорт значительно меньше. Кроме того, Россия и Украина получили хороший урожай, и более качественный, чем в предыдущие годы: третьего и четвертого классов - больше, фуража - меньше. Поэтому и мы в этом году закупаем преимущественно в России и Украине, а также в Казахстане и Молдове. Конечно, это дает России и Украины очень хорошие шансы занять место на рынке и утвердить свое имя. Однако для этого надо, чтобы такие, по крайней мере как нынешнего года, урожаи были ежегодно - тогда рынок не будет потерян. Ведь если урожаев не будет, место на рынке вновь займут Америка, Канада и Австралия. - Наверное, мало говорить о вал урожая, нужно говорить еще и о качестве зерна - сертифицированную качество. Ведь наших заверений относительно высоких кондиций пшеницы недостаточно, требуется их признания покупателями.
- Это интересный вопрос. Потому колхозник, вырабатывающий зерно, имеет дело с украинскими стандартами, и эти стандарты никак не связаны с теми, которые действуют в странах-импортерах. Получается, что кто должен стать посередине: покупать товар по украинским стандартам, а продать его и брать риски - по стандартам европейскими. И здесь возникает парадоксальная ситуация: я могу заявить, что 90 процентов своего зерна Украина экспортирует лучшей качества, чем записано в сертификатах продаж. Объясняется это тем, что каждый трейдер хочет себя перестраховать. А покупатель, который находится на Западе или где-то в Африке, греет на этом руки. - В чем же должна состоять решения проблемы?
- Украинский сельхозпроизводителям нужно работать и над качеством, и над стандартизацией. Ведь если покупатель берет, скажем, американскую пшеницу, то знает точно, что это за товар. Чтобы прийти к такому с украинским зерном, по моему мнению, надо еще года два. Нужно также, чтобы стремление к этому было со всех сторон: чтобы производитель видел свой интерес, чтобы работали экономические рычаги, чтобы четче контролировалась качество, - и тогда вопрос решится. Я имею некоторый опыт, о котором уже много раз рассказывал. Мы начали работать на зерновом рынке в 1989 году. В те времена крепко стояла на ногах "потребсоюз", которая поставляла нам семян тыквы для последующего экспорта. В каждом мешке, что мы получали, были и желтые семена, и белое, и мелкое, и крупное, и немного мусора вместе с ним. За тонну такого товара покупатели платили нам в свое время где-то 700 долларов. Впоследствии они начали говорить: слушайте, сделайте нам так, чтобы отдельно было белое, отдельно - желтое, а мы готовы заплатить на 30 процентов больше. Мы начали перебирать семена руками. Сначала делали это в Венгрии, а затем и в Украине. И наконец за пять-шесть лет достигли того, что хозяйка, которая выращивает тыквы, знала, что за желтое семян она получит такое-то количество денег, за белое - такую, за мелкое - такое. И вопрос качества решился. Итак, мы сделали большой вклад в то, что Украине сейчас производит на экспорт около 25-30 тысяч тонн тыквенных семян, и только WJ Export-Import ежегодно экспортирует его 3-3,5 тысячи тонн. Данный пример является свидетельством того, что качеством заниматься нужно. Определенной степени вмешиваться в это имеет и государство. Ее прерогатива должна быть в посевном материале, технологиях использования земель и показателях качества зерна. Пока нам больше приходится говорить о валовых цифры торговли, но в перспективе мы хотим перейти на поставки такого товара, в качестве которого наши покупатели были бы уверены. Поскольку получается так: из-за того, что в прошлом году качество украинской пшеницы была намного хуже по сравнению с российской, в начале нынешнего года, когда мы начали продавать зерно нового урожая, никто не хотел брать, и мы продавали с дисконтом против российского зерна. И только сейчас, когда люди поняли, что по качеству украинская пшеница преобладает русский, она пошла уже по такой же цене, а иногда за украинскую пшеницу можно получить и больше. - Говоря о российскую пшеницу, вы имеете в виду кубанскую?
- Да, мы много экспортируем зерна с Кубани, Ставрополье, Ростовской области. И именно этот регион России дает качественную пшеницу. - А что можно сказать о качестве украинского зерна в региональном разрезе?
- В Украине мы покупаем зерно со всех регионов. Однако посевы южных областей достаточно серьезно поражены клопом черепашкой, поэтому мы стараемся зерно то смешивать. К сожалению, такого критерия, как "дабл ю" в Украинском стандарте нет, но он действует в других странах и указывает на способность теста вырасти и не опадать. Этой способности очень вредит наличие в посевах пшеницы клопа черепашки. С поврежденного им зерна невозможно выработать теста, которое бы соответствовало необходимым критериям. - С 1 января 2003 Евросоюз вводит новые импортные тарифы на зерно, что, наверное, помешает экспорта в ЕС из Украины. Какими в этой ситуации вы видите перспективы украинской зерноторговли?
- Для Европы принципиальным является вопрос закупок фуража. А Украину нынешнего сезона фуражной пшеницы должна меньше. Поэтому бы я не сказал, что новые импортные тарифы ЕС будут иметь слишком большой эффект. Для Украины, чтобы продавать 3 или 4 класс пшеницы, найдутся рынки и вне Евросоюза. - В этом году Россия показала достаточно большой экспортный потенциал, и в ее лице украинские сельхозпроизводители имеют серьезного конкурента. Вместе России не хватает портовых мощностей, и для экспорта своего зерна она пользуется украинскими портами. Как в этой ситуации следует вести себя Украина: содействовать транзиту российского зерна на внешние рынки или, наоборот, сдерживать его?
- Конечно, нужно учитывать оба эти моменты. Российского зерна много, и развитие этой тенденции наблюдается уже несколько лет. Цены у россиян гибкие, они легче идут на уступки. Украина же более твердо стоит на своем. Я не думаю, что это плохо. Даже то, что российские грузы идут через Украину, я также не считаю плохим явлением. Потому что если бы украинское зерно выходило на экспорт такими быстрыми темпами, как это могло бы быть в случае полной загрузки ним портовых мощностей, то местный рынок не смог бы закупать пшеницу для мукомольной промышленности. Ведь если с Украины в течение месяца будет идти 2,5-3 млн т зерна, то для внутреннего рынка это будет тяжелым ударом, цены прыгнут. А рынок ждет дешевую пшеницу, и когда ее много - то все нормально. И второе - Украине зарабатывает деньги на транзите. - Как бы вы охарактеризовали условия для работы зернотрейдеров в Украине?
- Зерновой рынок очень неустойчив: здесь можно и заработать деньги, но, к сожалению, иногда трейдеры их и теряют. Колхозники считают, что трейдеры только наживаются на этом бизнесе, однако это не совсем так. Ведь трейдеру, который отгружает большие объемы, без того, чтобы заранее что-то не продать, работать невозможно. Поэтому риски здесь есть. Создание биржи, о которой сейчас ведутся разговоры в Украине, конечно, должно способствовать тому, чтобы через нее была возможность продавать и покупать. Это даст больше гарантий, чтобы трейдер мог себя застраховать. Однако биржи надо очень много работать, чтобы она стала действительно биржей, чтобы не случилось того, что случилось с нашей фирмой в 1994-1995 годах, когда мы через биржу купили большой объем товара, который нам не только не поставили - мы даже не смогли вернуть деньги. Поэтому сейчас очень важно, чтобы при заключении сделок на бирже действовала страховка, чтобы покупатель и продавец точно знали, что их деньги находятся в надежных руках и товар будет поставлен. Если же нет, то биржа должна возместить все неустойки. Тогда, конечно, легче будет и колхознику, и трейдеру. Тогда рынок сам отрегулирует товар по качеству и расставит все по местам без вмешательств
Комментариев нет:
Отправить комментарий